Необходимость совершенствования экономических отношений и государственного регулирования в агропромышленном комплексе очевидна.
Его устойчивое развитие возможно только на основе наиболее полного использования внутренних резервов в сочетании с экономически обоснованной аграрной политикой государства.
Причина особой уязвимости аграрного производства заключается в исключительной незащищенности сельских товаропроизводителей перед множеством естественных, отраслевых и локальных монополий.[3]
К сожалению, не предусмотрено в полной мере решение этой проблемы в Государственной программе развития сельского хозяйства и рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья на 2008—2012 годы.
Низкий уровень регулирования рыночных отношений привел к деградации экономики значительной части товаропроизводителей.
Сегодня сельское хозяйство – источник неплатежей по всей цепочке межотраслевого взаимодействия. Такого разрыва между кредиторской и дебиторской задолженностями нет по другим отраслям. Результатом этого являются:
» большая кредиторская задолженность, по уровню соответствующая выручке от реализации сельскохозяйственной продукции;
» убыточность и низкая рентабельность подавляющего количества сельскохозяйственных предприятий;
» неудовлетворительное финансово-экономическое состояние агропромышленного комплекса.[2]
Для финансового оздоровления необходимо принятие следующих основных мер, которые можно подразделить на три группы:
— формирование финансово-экономических условий на макроуровне, направленных на предотвращение накопления долгов, динамичное и устойчивое ведение хозяйствами расширенного воспроизводства;
— обеспечение восстановления платежеспособности сельхозорганизаций;
— мобилизация внутренних резервов, способствующих интенсификации производства.
Для предотвращения накопления долгов в последующем требуется сформировать такие макроэкономические и внутрипроизводственные условия хозяйствования, которые позволили ли бы не менее 85-90% сельхозпредприятий быть достаточно рентабельными и иметь возможность вести расширенное воспроизводство.
На макроуровне формирование и развитие экономического механизма хозяйствования, направленного на устойчивое развитие агропромышленного комплекса, по нашему мнению, должно основываться на решении следующих основных проблем:
— установление гарантированных (защитных) цен на основные виды продукции, поставляемые в федеральные и региональные фонды через механизм государственных и товарных интервенций и другие экономические рычаги, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства;
— снижение процента по ссудам коммерческих банков на приобретение материально-технических ресурсов, регулирование товарных кредитов;
— выделение долгосрочных бюджетных кредитов сроком до 5 лет;
— введение бюджетных ссуд, компенсаций при приобретении материально-технических ресурсов, поддержка лизинга;
— в области страхования – повышение доли бюджетных средств в страховых платежах до 60%;
— введение таможенных пошлин и квот при импорте и экспорте.
На современном этапе актуальность создания кластеров обусловлена закономерностями развития региональной экономики. Необходимость повышения эффективности агропромышленного комплекса Краснодарского края ставит задачи, связанные с выбором конкурентоспособной модели региональной экономики, позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал.[4]
Перспективным направлением развития агропромышленных формирований является создание агропромышленного кластера. Согласно исследованиям М. Портера, кластера это группа географически взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, а также связанных с ними организаций (органы государственного управления, инфраструктурные компании, образовательные учреждения, торговые объединения), действующих и взаимодополняющих друг друга, но позволяющей максимально использовать имеющийся потенциал.
Перспективным направлением развития агропромышленных формирований является создание агропромышленного кластера. Согласно исследованиям М. Портера, кластер – это группа географически взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, а также связанных с ними организаций (органы государственного управления, инфраструктурные компании, образовательные учреждения, торговые объединения), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга, но при этом конкурирующих.
Принято различать три разновидности кластеров, каждая из которых подчеркивает специфическую черту его функционирования:
» региональные (территориальные) группы внутри родственных секторов, обычно привязанные к научным учреждениям;
» вертикальные производственные цепочки;
» региональные (территориальные) группы внутри родственных секторов, обычно привязанные к научным учреждениям;
» вертикальные производственные цепочки: узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик – производитель – сбытовик-клиент»);
» объединения большого масштаба, определенные относительно какой-либо отрасли (химический, агропромышленный и др. кластеры).[1]
Для экономики регионов кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка, поскольку вслед за первым кластером образуются новые, что приводит к увеличению конкурентоспособности региона и страны в целом.
Именно с этим обстоятельством связано повышение роли и значения создания эффективных региональных «кластерных стратегий», которые строятся на центрах деловой активности, доказавших свою конкурентоспособность. Правительство концентрирует усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых. При этом оно само становится участником кластера. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство».
Определенные предпосылки к развитию агропромышленных кластеров складываются во многих регионах России, в том числе Краснодарском крае. Программой социально-экономического развития края до 2012 года определяется главная цель создания агропредприятий.[3]
Определенные предпосылки к развитию агропромышленных кластеров складываются во многих регионах России, в том числе Краснодарском крае. Программой социально-экономического развития края до 2012 года определяется главная цель создания агропромышленного кластера – выпуск дифференцированного продукта с высокой добавленной стоимостью на основе комплексного и организованного взаимодействия организаций нескольких отраслей (видов экономической деятельности), а также использование инновационных технологий в области производства, позиционирования, сбыта продукции и послепродажного обслуживания. Участниками агрокластера являются сельскохозяйственные предприятия (поставщики сырья); предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования); перерабатывающие предприятия пищевой промышленности; консалтинговые организации; научные институты; образовательные учреждения; органы приятия (поставщики сырья); предприятия сельскохозяйственного машиностроения (поставщики оборудования); перерабатывающие предприятия пищевой промышленности; консалтинговые организации; научные институты; образовательные учреждения; органы власти; финансовые институты. [2]
Таким образом, создание аропромышленного кластера имеет определенные преимущества, к которым можно отнести:
— реализацию конкурентных преимуществ региона по производству продуктов питания;
— возможностей, присущих им как интегрированной системе, направленной на совершенствование техники и технологий;
— реализацию эффективной политики занятости на региональном уровне;
— расширение налоговой базы.