Взаимодействие научных школ аграрных вузов в инновационном развитии сельского хозяйства

Цель: представить результаты работы по совместному использованию потенциала научных школ вузов аграрного профиля  — преподавателей, аспирантов и студентов в  инновационном развитии сельского хозяйства. Новизна: научный анализ эмпирического материала результатов работы научно-педагогических школ профессора М.А. Гендельмана (Казахский агротехнический университет) и омской школы “Проблемы развития инфраструктуры агропромышленного комплекса Сибирского региона” (ОмГАУ им. П.А. Столыпина).
Результаты: Взаимодействие  ученых в составе научно-педагогических школ обеспечивает эффективное использование потенциала для подготовки специалистов новой генерации, научного обеспечения аграрной экономики региона. Виды эффекта: синергетический эффект в работе ученых, взаимодействие в звене «ученик – учитель», цитирование в научных журналах, спрос на специалистов, внедрение научных разработок, непосредственного воздействия на процесс инновационного развития регионов. Область применения: аграрные учреждения высшего образования, органы  государственного и муниципального управления
В 2013 году научная общественность отмечает 100-летний юбилей известного ученого-аграрника М.А. Гендельман. Он, являясь ректором Акмолинского  сельскохозяйственного института  (ныне  Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина), организовал подготовку специалистов и научное обеспечение преобразований, связанных с освоением целинных земель в Центральном и Северном  Казахстане,  основал  научную школу. В качестве научного руководителя (консультанта) подготовил 45 кандидатов и  8 докторов наук, издал более 30 монографий, учебников и учебных пособий.
В настоящей публикации поставлена цель: на материалах научной  школы М.А. Гендельмана Казахского агротехнического  университета им. С. Сейфуллина и российских  научно-педагогических коллективов аграрных вузов, использовавших ее опыт,  исследовать  проблему потенциала кадров вузов аграрного профиля.
Постановка вопроса об участии  научных школ  аграрных вузов России, Казахстана, Беларуси, Украины, др. стран  в индустриально – инновационном развитии сельского хозяйства диктуется  происходящими изменениями, необходимостью обеспечения населения продовольствием в условиях усиливающейся конкуренции на мировом рынке,  присоединением  к  Всемирной торговой организации, требующих качественных  изменений во всех сферах агропромышленного комплекса.
Как известно, конкурентные преимущества предприятия, территории, страны формируются в социальной  и экономической сфере посредством инновационного  развития производства и  менеджмента, научного и кадрового обеспечения, развития рыночной инфраструктуры [Портер,  2008, с. 24-36)]. Для проведения глубоких преобразований необходимы кадры новой генерации.
В Республике  Казахстан провозглашено – Высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения. Для успеха требуется отдельная научная база, базирующаяся на опыте многих поколений ученых, специальной информации и знаний, исторически сложившихся научных школ[2].  В России принят новый закон «Об образовании», призванный вывести на новый уровень качество образования населения страны.
Рассматривая проблему  с точки зрения преемственности поколений в  изменившихся общественно-экономических укладах, потребовалось изучить динамику, как с точки зрения сохранения позитивных традиций в сфере  образования и науки, так и использования имеющегося потенциала. Анализ работы университетов, академий, институтов на постсоветском пространстве  показывает, что потенциал научно-педагогических работников, исследователей,  аспирантов и студентов  аграрных вузов используется недостаточно. Например, проведенный в России в 2012 году мониторинг  показателей эффективности государственных  высших учебных заведений выявил большое количество резервов, которые  остаются неиспользованными.
В работах М.А. Гендельмана, имевшего опыт использования потенциала научных школ, отмечалось:  —  научные школы создали себе смену из наиболее способных выпускников, заслужив высокий авторитет за пределами своего вуза и Казахстана. Главным стало культивирование с первых же дней создания вуза концепции: преподавание на высоком уровне возможно лишь при условии, если оно обогащено научно-исследовательской работой. Далее он продолжал – Перед вузовской наукой ставится  триединая задача: 1) посильный вклад в решение важной народнохозяйственной проблемы: 2) результаты НИР должны быть максимально использованы для обогащения преподавания и 3) результаты НИР должны служить повышению научной квалификации» [3.Гендельман, С.129-183].
Опыт работы школы М.А. Гендельмана  изучался и широко использовался автором  этих строк в процессе работы  в ОмГАУ  им. П.А. Столыпина.       Предлагается рассмотреть работу  научной школы Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. Школа зарегистрирована с названием «Проблемы развития инфраструктуры агропромышленного комплекса сибирского региона»[4. 2009. С.233-234].
Создавая школу, мы встретились с методической проблемой определения места научной школы аграрного вуза в образовательной деятельности, научной работе  и воспитательном процессе.  Пришли к выводу, что в отличие от школ крупных научных центров, функционирующих многие десятилетия, определяющих мировой уровень фундаментальной науки, научно-педагогические коллективы  отраслевых вузов имеют специфику. Специфика состоит в необходимости, наряду с проведением научных исследований,  вести  учебно-воспитательную  работу. В коллективах недостаточно кадров высшей квалификации. А длительность функционирования вузовской  школы нередко  определяется временем работы конкретного лидера. По своему содержанию и миссии научной школе вузовского коллектива  аграрного профиля более подходит название  научно-педагогическая школа.
Ниша такой  школы – решение прикладных задач, связанных с подготовкой  специалистов новой генерации, научное обеспечение  адаптационных процессов в экономике и социальной сфере. При таком подходе, весь научно – образовательный потенциал, включая студенческую науку, ориентируется на нужды региона. Оцениваются вузовские коллективы  по  качеству подготовки кадров,  трудоустройству  выпускников, внедренным научным разработкам. Приращение мы видим, прежде всего, в  синергетическом эффекте за счет кооперации, объединения ученых на решении значимых для региона проблем в  составе научно-педагогических школ.  Преодолевается проблема, так называемого, мелкотемья.
Коллектив научно-педагогической школы ОмГАУ им. П.А. Столыпина работает более десяти лет, сосредоточен на решении социально-экономических проблем развития  региона.  При формировании коллектива в основу положены признаки научной школы: общность деятельности, объекта и предмета исследования, целевых установок, общность критериев оценки деятельности и ее результатов.  Опыт школы М.А. Гендельмана,  и теперь имеющийся наш собственный, показывают, что особая роль принадлежит лидеру, который должен иметь необходимый опыт руководства научно-педагогическими коллективами. Нужен опыт практической работы в  реальной экономике и органах управления, начиная с  первичного звена производства, в качестве управленца, имеющего способность аналитически оценивать происходящие  социально-экономические, политические и  общекультурные преобразования в сельском  хозяйстве. Важно умение обеспечить обмен внутри коллектива научными результатами, как по горизонтали, так и по вертикали,  владеть методами оптимизации процесса обучения научной молодежи и воспроизводства научной культуры. Обязательное условие для лидера —  публичное признания международного, государственного, отраслевого или регионального научного сообщества.
Весь путь – от создания коллектива до получения  результатов является  пошаговым процессом. Вначале, были сформулированы проблемы региона. К их числу мы отнесли институциональные преобразования, а это, прежде всего, развитие инфраструктуры и кластерная политика регионального развития. Среди частных проблем: воспроизводство ресурсов сельской экономики,  формирование человеческого капитала, управление издержками в сельскохозяйственных организациях, адаптационные процессы.
Первоначальным «капиталом» стали научные исследования ученых – экономистов Омского сельскохозяйственного института, а также  задел основателя школы, его разработки, реализованные  за время работы в КазАТУ,  научные публикации, около десятка монографий и учебных пособий. Под общей тематикой исследований объединились сотрудники кафедры экономики и управления сельскохозяйственным производством, имевшей в своем составе  четырех кандидатов наук.
За 2000-2012 годы получены результаты. На начало 2013 школа объединяет 36 преподавателей и аспирантов, из которых три доктора и 21  кандидат наук. Под научным руководством основателя школы защищено 36 кандидатских и докторских диссертаций, из которых 5 – молодые ученые из Республики Казахстан[5]. В России и за рубежом  издано более 40 монографий. Для нужд региона разработаны проекты информационно-консультационного центра, службы рыночной информации, системы мониторинга адаптации к рыночным условиям личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Приняты к внедрению рекомендации по развитию рыночной инфраструктуры, кластерной политике регионального развития, управлению трансакционными издержками в сельскохозяйственных организациях области и др. Учебно-методическая деятельность включает разработку учебных программ по новым дисциплинам. При этом, в числе исследуемых участниками школы  проблем находятся вопросы инновационного развития отрасли, по которым введена учебная дисциплина «Инновационная инфраструктура регионального АПК» [6.Стукач В., Омск, 2007. С.6-9].  Информация отражается на   сайте школы: www.agro55.ru
Выполняются ежегодно по 3-5 научно-исследовательских работ, финансируемых из  федерального и регионального бюджетов,  по договорам с предприятиями, на сумму до 1 млн. руб.; издаются по 3-4 монографии и учебных пособия.  Каждый год 12-15 работ студентов и аспирантов, выполненных  в составе научной школы, участвуют в международных и Всероссийских научных конкурсах и конференциях, занимают призовые места, выигрывают гранты на исследования, становятся лауреатами премий. До 80%  выпускных квалификационных работ завершаются внедрением  разработок в производство. Выпускники, прошедшие подготовку, пользуются спросом на рынке труда, востребованы производством  научные  разработки. Публикации  цитируются в научных журналах, что подтверждается  данными электронной библиотеки eLibrary.ru (индекс научного цитирования РИНЦ).
Научные разработки получили международное признание. Европейская научно-промышленная палата наградила кафедру «Экономика и управление сельскохозяйственным производством» дипломом Европейского качества (Diploma di Merito). В этой номинации награжден золотой медалью основатель научной школы, заведующий кафедрой экономики и управления сельскохозяйственным производством за педагогическую деятельность и проведение оригинальных исследований в области АПК Сибири http://mirtorgov.ru/
В настоящее время ведется подготовка 14 аспирантов, соискателей и докторантов. На основе научных разработок издаются учебные пособия, имеющие разрешительные грифы МСХ РФ,  учебно-методические комплексы дисциплин, защищаются выпускные квалификационные работы.
Заключение.
Научная школа аграрного вуза  может обеспечивать положительные результаты тогда, когда сфера научного поиска нацелена на проблемы региона.  Обеспечивается синергетический эффект в научно-исследовательской работе, создаются новые знания. Работа в составе школы создает  кооперативные связи между учеными, как  в звене  (ученик – учитель), так и  связей  в научном  цитировании участников школы (до 70%). Миссия  научно-педагогических школ аграрных вузов, таким образом, состоит в решении проблем эффективного использования потенциала для подготовки специалистов новой генерации, в индустриально – инновационном развитии сельского хозяйства наших стран. Плодотворным является  сотрудничество стран, как в рамках академической мобильности кадров, так и в составе научно-педагогических школ, совместных творческих коллективов, примером чего является сотрудничество  ученых России. Казахстана, Беларуси, Украины, других стран.